Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации: "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Саха (Якутия) является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В нашем ДОУ потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Педагоги МБДОУ прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование: Психолого-педагогические аспекты в условиях реализации ФГОС", "Ранний возраст: актуальные вопросы дифференциальной диагностики проблем и коррекции нарушения развития. Содержание психилого-педагогической и логопедической коррекции"
Учебные кабинеты/ групповые помещения |
Изолированные помещения, принадлежащие каждой детской возрастной группе, полифункциональны, что позволяет создавать условия для разных видов детской активности, с учетом рационального использования пространства. Развитие образовательной среды осуществляется за счёт постоянного обновления и пополнения образовательным оборудованием с учётом возрастных особенностей детей. |
Объекты для проведения практичесих занятий |
Специализированные помещения и кабинеты специалистов ДОУ: 1) Музыкальный зал - для проведения музыкальных занятий и театрализованной деятельности детей 2) Спортивный зал - для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3) Логопедический кабинет - для занятий с детьми с нарушениями речи (индивидуальных и коррекционных занятий) |
Библиотека |
Cодержит познавательную и справочную литературу, детскую художественную литературу, энциклопедии по разным направлениям работы с детьми, собрание сказок для детей, методическую литературу и пособия по работе с родителями воспитанников. Библиотека ДОУ комплектуется в соответсвии с разделами образовательной программы: - Программно-методическое обеспечение - Познавательное развитие дошкольников - Речевое развитие дошкольников - Художественно-эстетическое развитие дошкольников - Социально-личностное развитие дошкольников - Физическое развитие дошкольников - Духовно - нравственное и патриотическое воспитание - Игровая деятельность дошкольников - Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса - Театральная деятельность - Развитие и коррекция речи дошкольников - Экологическое воспитание |
Объекты спорта |
Предназначены для проведение физкультурных занятий, зарядок с детьми среднего и старшего возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп. В ДОУ к объектам спорта относятся: -спортивный зал, -сортивная площадка на территории ДОУ. |
Средства обучения и воспитания |
Средства для организации образовательной деятельности: печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.); электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); аудиовизуальные (слайды, презентации); наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, картины, пособия и т.д.); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели); спортивные снаряды; технические средства обучения – ТСО (интерактивные доски, интерактивные столы и пол, цифровые микроскопы и телескопы, документкамеры) Оборудование по видам детской деятельности: Игровое оборудование для сюжетной игры включает: игрушки-персонажи, игрушки - предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы. Игровое оборудование для игр с правилами включает: оборудование для игр на ловкость, для игр «на удачу», для игр на развитие интеллектуальных особенностей. Оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения: набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации; оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы; Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал: оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания; Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для общеразвивающих упражнений. |
Доступ в здание для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не оборудован.
Организация питания в ДОУ Необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста является правильная организация питания, обеспечивающая организм энергией и всеми необходимыми ему пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными веществами. Соблюдение принципов рационального, сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста – важный фактор процессов роста, совершенствования многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности ребенка. Организация питания в ДОУ предусматривает выполнение режима дня. Качественное сбалансированное питание детей обеспечивается в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормативами действующего СанПиН. В образовательном учреждении составлено 10 - дневное перспективное меню.
Питание обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в детском саду не имеется, поскольку среди обучающихся нет лиц из указанных категорий.
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется на основании соглашения с ГБУ «Центральная районная больница», специально закреплённым медицинским персоналом, который наряду с администрацией дошкольного учреждения несёт ответственность за охрану здоровья и физическое воспитание детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического режима и качество питания воспитанников.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих). Доступ педагогических работников к информационно -телекоммуникационной сети Интернет и базам данных в Учреждении осуществляется с ноутбуков, который имеется у каждого воспитателя. Также доступ к сети Интернет имеет логопед, инструктор ФИЗО и преподаватель дополнительного образования без ограничения времени и потребленного трафика. Заведующий хозяйством также имеет доступ для сдачи отчетов.
Обучающиеся имеют доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), представленным в методическом кабинете, групповым сборникам исключительно под руководством педагога.
- интерактивная доска
- цифровой микроскоп
- цифровой телескоп
- интерактивное пособие по речевому развитию
- интерактивное пособое по познавательному развитию
- интерактивное пособое по обучению ПДД
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для педагогических работников выполняют широкие функции в информационно-педагогическом обеспечении, обеспечивают доступ к различным источникам информации, способствует овладению современными информационными технологиями и способствует повышению квалификации педагогов.
Коллекция ЭОР
Ресурс |
Основные разделы |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. |
Федеральный портал "Российское образование" |
Каталог Интернет-ресурсов. |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам |
Каталог и Хранилище Цифровых образовательных ресурсов Тематические коллекции Цифровых образовательных ресурсов. |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
Каталог и Хранилище Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для открытой мультимедиа среды (ОМС). |
Игра и дети |
Журнал для родителей и педагогов «Игра и дети»: разработки нестандартных занятий, приемы обучения в игре, материалы для эффективной совместной работы с родителями своих воспитанников, цветные наглядные пособия. |
Детский портал Солнышко |
Игротеки, полезные советы, конкурсы, сценарии |
Информационный проект по семейным вопросам |
воспитание детей, образование, быт, отдых, семейные отношения. тематические конференции, рейтинги детских садов и школ, статьи. |
Детские сетевые издания Журнал «Мурзилка» Детский портал «Солнышко» |
|
Библиотеки электронных сайтов Детская сетевая библиотека |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - в учреждении не используются.